10 февраля для учащихся 10 кл. Куньинской средней школы был проведен библиотечный урок «Поколение NEXT в информационном медиапространстве библиотеки».
Ребятам была предложена электронная презентация «Информационные медиаресурсы библиотек» с подробным рассказом о Библиотечном портале Псковской области, сайте Псковской областной библиотеки, странице Куньинской ЦРБ «В контакте», сайтах других библиотек области, Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, о проекте РГБ «Национальная электронная библиотека».
Быстрое развитие Интернет-технологий способствует изменениям в т.ч. и в библиотечной сфере. Библиотеки стали активно использовать средства информационных коммуникаций для продвижения книги и чтения, информационных ресурсов библиотеки, привлечения пользователей. Библиотечные Интернет-ресурсы способствуют осуществлению открытости библиотек, приближению их к каждому Интернет-пользователю, а единые федеральные и региональные медиаресурсы позволяют значительно повысить качество информационного, справочно-библиографического обслуживания, объединить информационные ресурсы и сформировать единое библиотечное пространство доступное каждому человеку в любой точке страны.
Поэтому очень важно, чтобы наши потенциальные пользователи, в т.ч. и молодежь , знали о существующих ресурсах, и не только знали, а что еще более важно - умели ими пользоваться.
Чтобы выявить степень осведомленности и уровень владения навыками поиска информации на библиотечных Интернет-сервисах, участникам мероприятия была предложена тест-анкета «Поколение NEXT в информационном медиапространстве библиотеки», состоящая из 10 вопросов.
Опрос показал, что Интернет в качестве источника получения необходимой информации предпочитает 100% опрошенных, а библиотеку и книгу – 67%.
Из 15 опрошенных 13 (87%)являются читателями Куньинской ЦРБ.
На вопрос, «Какие библиотечные Интернет-ресурсы Вы знаете или же Вам приходилось слышать о них?» ответы распределились следующим образом:
- Библиотечный портал Псковской области – 8 опрошенных (53%);
- Страница Куньинской ЦРБ «В Контакте» - 3 (20%);
- Сайт ПОУНБ – 3 (20%);
- Не слышал ни об одном – 3(20%);
- Электронная библиотека «Псковиана» - 1(6%).
Какими библиотечными Интернет-ресурсами Вам приходилось пользоваться для поиска информации?
На этот вопрос ответы были следующими:
- Никакими – 10 опрошенных (66%);
- Сайт ПОУНБ – 2 (13%)
- Библиотечный портал – 1(6%)
- Группа «В Контакте» - 1 (6%).
6 из 15 опрошенных (40%) – посещали Библиотечный портал, соответственно 9 (60%) – не посещали. 5 человек из посещавших портал (83% от посещавших) – нашли там для себя нечто полезное и интересное, а 1 человек – нет.
Страницу Куньинской ЦРБ «В Контакте» посещали 2 респондента (13%), не посещали – 13 (87%). Те, кто посещал страницу написали о ней следующее: «Посещала для информации о Куньинском районе, для чтения литературы. Сайт прост и надежен, содержится много информации и ссылок. Минусов нет», «Да, мне понравилась группа, посвященная библиотеке. Посещала просто для того, чтобы посмотреть».
На вопрос, «Какого рода информацию Вы хотели бы видеть на «Библиотечном портале» (Куньинский район) и на странице Куньинской ЦРБ «В контакте»?» ответы были следующие:
- Литература и информация о писателях, творческих людях Куньинского района;
- Информации и так достаточно. Все что надо есть;
- Списки литературы по различным жанрам;
- Больше исторического материала о Куньинском районе;
- История района и жителей, участвовавших в боевых действиях.
И в заключении было дано задание, выбрать правильные варианты ответов на следующие вопросы:
А) Воспользовавшись сводным электронным каталогом документов на сайте Псковской областной библиотеки, я могу…………..
Б) Воспользовавшись электронным краеведческим каталогом «Псковиана» на сайте Псковской областной библиотеки, я могу……..
В) Воспользовавшись электронной полнотекстовой библиотекой «Псковиана» на сайте Псковской областной библиотеки, я могу…………….
Г) Воспользовавшись библиографической базой «Статьи» на сайте Псковской областной библиотеки я могу………
Д) Пользуясь сводным указателем периодических изданий на сайте Псковской областной библиотеки, я могу………..
На это задание получена 1 анкета с полностью правильно выбранными вариантами ответов и 1 - с полностью неправильными. В остальных анкетах чередуются правильные и неправильные ответы. В общей сложности на это задание получено 29 (38%) правильных ответов и 46 (62%) – неправильных.
Проанализировав полученные результаты опроса можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что все опрошенные в качестве источника информации основное предпочтение отдают Интернету, большинство из них являются читателями библиотеки. Значит, книга все-таки не забыта. Немного сдав позиции Интернету, книга продолжает оставаться одним из основных источников информации.
С удовлетворением отмечаем и тот факт, что молодежь знает и библиотечные Интернет-ресурсы. Только 20% опрошенных не знают и не слышали о том, что это такое. Наибольшей известностью пользуется, как мы видим, Библиотечный портал Псковской области, где респонденты хотят больше видеть краеведческой информации.
Последний вопрос анкеты – тест на знание информационных онлайн-ресурсов ПОУНБ и самостоятельную работу с ними показал, что только один человек из 15 опрошенных полностью не имеет представления о том, какую информацию и как можно получить. Но, надо отметить тот факт, что при большинстве неправильных ответов, все-таки достаточно и точных. 1 человек полностью правильно справился с заданием.
Исходя из всего вышесказанного, считаем, что та работа по формированию основ информационной кульуры, которая проводилась библиотекой ранее не прошла даром. Есть и некоторые успехи, но предстоит еще и много работы.