"Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек".
(Сухомлинский В.А.)
В жизни человек переживает, удивляется, тревожится, радуется, стесняется, стыдится и т.п. Это эмоции. Они непостоянны и сменяют друг друга. Итак, что такое эмоции?
Эмоции человека – это особые психические явления, которые субъективно оценивают события, предметы, явления, других людей в форме переживаний и чувств.
Благодаря эмоциям человек ориентируется в окружающей обстановке, оценивает события в точки зрения их значимости, полезности или вредности, важности или неважности. Эмоции для человека являются сигналами, которые ориентируют и направляют его мысли и действия. У человека высокое внутреннее доверие к возникающим у него эмоциям. Эмоции бывают положительными и отрицательными. Положительные эмоции побуждают к действию на победу, на обладание, на сближение, на продолжение контакта и т.п… Отрицательные эмоции обладают антипобудительными свойствами, настраивают на поражение, отказ от обладания, отказ от сближения, прерывание контакта и т. п…
Большинство людей умеют выражать свои эмоции, но есть и такие, которые этого не умеют, или делают это неправильно. Эмоции должны соответствовать ситуациям и чувствам. Сдерживание негативных эмоций со временем отрицательно отразится на здоровье человека. Каждому человеку показаны положительные эмоции – радость, счастье, любовь, чувство эмоционального подъёма. Они должны преобладать в жизни человека над отрицательными эмоциями. Известное выражение «человек находится во власти эмоций» вполне соответствует действительности и отражает тот факт, что сильные эмоции могут полностью овладевать поведением человека и контролировать его помимо сознания и воли. Хорошей иллюстрацией к этому являются случаи, когда, находясь под влиянием аффектов или страстей, люди совершают поступки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Однако в момент времени, когда они совершали эти поступки, ни чувства стыда, ни самоконтроля своего неадекватного поведения у этих людей не было. Следовательно, можно утверждать, что в данный момент времени они действовали не вполне осознанно. Что касается сознательного поведения, то влияние эмоций на поведение проявляется лишь в случаях, когда человек осознает свои эмоциональные переживания, может контролировать их, а также воздействие эмоциональных переживаний на собственное поведение. В принципе, при наличии соответствующего умения и достаточной тренировке этому может научиться каждый человек.
Целью анкетирования «Наши эмоции – наши поступки» было выяснить, насколько наши респонденты, подростки, ориентируются в сфере эмоций, могут ли их контролировать и осознают ли связь между своими эмоциями и поступками.
В анкетировании «Наши эмоции – наши поступки», проведенном Куньинской районной библиотекой, приняли участие 20 школьников в возрасте 14-16 лет, из них большая часть – три четверти – девочки.
В ответе на первый вопрос требовалось перечислить все известные респондентам эмоции. Большинство ребят справились с этим вопросом и отметили, что им знакомы: радость, грусть, тоска, злость, счастье, забота, доброта, ярость, жалость, любовь, зависть, восторг, стыд, грубость, раздражение, веселье, печаль, гнев, ненависть, страх, боль, обида, разочарование, растерянность, симпатия, волнение. 12% опрошенных указали вид эмоций – положительные и отрицательные;12% уклонились от ответа.
Больше половины респондентов не хотят отказываться от эмоций. 6% все же предпочли бы, чтобы у них не было никаких эмоций, также 6% – чтобы не было эмоций отрицательных, и еще 6% хотели бы иногда оставаться без них.
Половина респондентов признала, что в их жизни были случаи, когда их эмоции им же и мешали. 25% опрошенных школьников эмоции не мешали в жизни, 6% подростков ответили «редко», и еще 6% признали, что только помогали.
По поводу эмоций других людей подавляющее большинство респондентов признали, что эти эмоции им мешали, и лишь 12% подростков ответили отрицательно, причем один из них добавил, что не только не мешали, но помогали.
На вопрос, случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств, больше половины подростков ответили положительно, причем два ответа указывали на частое или постоянное непонимание. Также чуть больше половины ребят признают, что и сами, случалось, не понимали чувств других людей. Одна девочка добавила, что это бывает очень редко, в основном она пытается войти в положение другого человека. Один респондент также признался, что никогда не понимает людей и они его тоже.
С тем, что некоторые эмоции надо скрывать, согласилось большинство ребят, вот эти эмоции: злость, зависть, ненависть, гнев, раздражение, отрицательные эмоции; а также - которые не хотелось бы показывать (12%). При этом двое ребят считают, что «нужно быть скрытным» и «чтобы люди не знали, что у тебя внутри». 12% с этим не согласны и полагают, что эмоции скрывать нельзя.
25% респондентов очень раздражает, когда с ними спорят. Остальные 75% более спокойно относятся к спорам. Большинство редко ругаются с окружающими, 20% признают, что иногда бывает и одна девочка - никогда. Получен также вариант ответа «…Мне нравится, если у человека есть своя точка зрения».
На вопрос о том, кто в ссоре с другом обычно идет на примирение первым, были получены следующие ответы: 6% - это обычно делает друг; 12% ответили, когда как; вариант «никто» выбрали также 12% из числа опрошенных; 20% сами первыми идут на примирении; еще 20% ответили, что оба. Также были ответы «все решает время», «само-собой как-то получается» и одна девочка написала, что не ругается с друзьями, или же любой инцидент быстро забывает.
20% подростков считают, что всегда понимают причины своих поступков; часто – 18%; 30% – иногда; и 12% ребят признались, что редко и очень редко.
Отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия могут иногда – 43% анкетируемых; 18% это удается часто. У одного счастливого человека это получается всегда. 24% учащихся, к сожалению, удается отвлекаться от неприятных переживаний редко и очень редко.
Итак, большинство наших респондентов знают, какие бывают эмоции и не хотели бы от них отказываться, хотя в их жизни были случаи, когда эмоции им мешали – как свои, так и чужие. Также ребята сталкивались с тем, что другие люди не понимали их чувств, впрочем, они признают, что и сами порой не понимали чувств других людей. В большинстве случаев школьники в большей или меньшей степени понимают причины своих поступков. Хорошо также и то, что многие из них умеют отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия, хотя есть и те, кому это удается все же не часто.
В завершении хочется еще раз напомнить, что нельзя подавлять эмоции и нельзя им подчиняться. Так как подавление приводит к болезням и накопленным обидам, а подчинение эмоциям приводит к разрушению отношений и поступкам, о которых вы, возможно, будете сожалеть. Ищите золотую середину. Думайте об окружающих вас людях. Но – не забывайте и о себе.