Праздник День славянской письменности и культуры утвержден постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года N 568-1 "О Дне славянской письменности и культуры".
Это день памяти равноапостольных святых Кирилла и Мефодия, составителей славянской азбуки и первых переводчиков Библии на славянский язык. Мефодий был воином и правил одним из славянских княжеств, затем он принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Константин (Кирилл - его монашеское имя) с малых лет отличался большими способностями и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. Вскоре император отправил обоих братьев к хазарам для евангельской проповеди. По пути они остановились в Корсуни, где Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", и человека, говорящего по-русски, и стал учиться читать и говорить на этом языке. Когда братья вернулись в Константинополь, император снова отправил их с просветительской миссией в Моравию. Моравский князь попросил прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Для выполнения новой миссии Константин и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь). Это произошло в 863 году.
Псков всегда был славен своими традициями, которые передавались из поколения в поколение, хранились и преумножались. Поэтому псковичи и сегодня обращаются к истокам культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Впервые празднества, посвященные святым Кириллу и Мефодию, состоялись в Пскове 6 апреля 1885 года. В начале ХХ века 11 (24) мая этот День был широко и ежегодно отмечаемым.
Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию виртуальные выставки, подготовленные сотрудниками областной библиотеки.
«Свет дневной есть слово книжное...». Выставка изданий Общества любителей древней письменности |
Подробности читайте на сайте "Книжные памятники Псковской области".
К 1150-летию со времени создания славянской письменности - см. сайт ЦБС г. Пскова
История псковской книжной культуры насчитывает не одно столетие и является яркой страницей, дополняющей и отражающей в новом свете многие стороны жизни древнего и современного Пскова. Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи XI-XV вв. занимают заметное и достойное место. Можно назвать такие рукописные книги, как Псковский устав XI в. с рисунками бытового характера, Паремейник 1271 г., писец которого был близок князю Довмонту, с этой книгой связано зарождение тератологического (звериного) стиля псковской книжности.
Апостол
1307 г. с припиской из «Слова о полку Игореве», Сборник XV в. со
«Словом о погибели русской земли», лицевая Палея 1477 г. с иллюстрациями
в тексте, Евангелие 1409 г., переписанное псковичом Лукой и являющееся,
по мнению специалистов, одним из шедевров книгописания.
В XIII-XV
вв. Псков был одним из выдающихся центров книжного дела. В оформлении
псковских рукописных книг были свои отличительные особенности: зеленый
фон тератологических заставок и инициалов, преимущественное изображение
человеческого лица в инициалах в фас. Широкое использование желтого
цвета, менее условное изображение человеческих лиц и птиц в орнаменте.
Псковские
писцы оставляли на полях рукописей замечательные остроумные, в духе
народного творчества пространные записи и приписки.
К началу XVI в. с
присоединением Пскова к Московскому государству Псков уже не мог
претендовать на одно из первых мест в художественной культуре Руси.
Псковское письменное наследие влилось в единое русло русской
национальной культуры. Волею царей и иерархов большая часть рукописных
книг XIII-XV вв. была вывезена из Пскова в Москву в XVI-XVII вв., где
пополнила книжные собрания того времени: Патриаршей и Синодальной
типографий, и ныне украшает книжные фонды Государственной Третьяковской
галереи, Государственного исторического музея, Российской национальной
библиотеки, Российского государственного архива древних актов и других
книгохранилищ и архивов.
В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, и
вскоре появился запрет на использование в богослужебных целях
рукописных книг, но так как печатных книг все равно не хватало, и они
долгое время были дороже рукописных, в Пскове, как и в других областях
русского государства, продолжали писать книги богослужебного, светского
содержания.
От XVI-XVIII вв. сохранилось огромное количество рукописей, в том числе и псковских.
Ценнейшим
собранием рукописных и редких книг обладает Псковский музей-заповедник.
Более 500 рукописных книг XIV - нач. XX вв. представляют местную
рукописную традицию в музейном собрании. Среди рукописей XVI в. следует
отметить Служебник Спасо-Мирожского монастыря, книгу «Рай», Прологи
(книги для ежедневного чтения), сборники богословского и литературного
содержания, сборники певческие.
Псковская литература XVI в. дала
миру такие памятники, как Псковская летопись, «Повесть о прихожении
Стефана Батория на град Псков», «Повесть о прихожении свейского короля
Густава Адольфа ко граду Пскову», «Повесть о начале основания
Псково-Печерского монастыря», «Повесть о псковском взятии», жития
псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Саввы Крыпецкого,
Евфросина, Никандра Псковского, Послания старца Филофея, сказания о
явлениях чудотворных икон.
Эти рукописи отличаются как
нетрадиционностью и своеобразием состава, так и своими палеографическими
и художественными особенностями. С наибольшей полнотой псковская
письменность представлена рукописными книгами XVII-XVIII вв.
Рукописи
этого времени типичны для Пскова как с точки зрения их художественного
оформления (миниатюры, орнамент), так и литературных пристрастий
псковских писцов, заказчиков, владельцев. К этому времени относится
ценная коллекция Синодиков (книг для церковного поминания) псковских
церквей и монастырей, содержащих сведения о житиях святых псковской
земли, отголоски исторических событий, литературные произведения в виде
небольших повестей, притч, слов и поучений.
Монастыри играли важную
роль в культуре Пскова, особенно в области книжной культуры и
литературного творчества. В ранней истории Пскова важными культурными
центрами были сначала Мирожский монастырь, а затем Снетогорский. В XVI
в. ведущая роль принадлежала Спасо-Елеазарову, а затем Псково-Печерскому
монастырям. Здесь не только переписывались книги, но велось
летописание, создавались оригинальные литературные сочинения.
В
художественном плане особую ценность имеют лицевые (иллюстрированные)
рукописи. В коллекции Псковского музея 87 рукописных книг имеют
художественное оформление в виде миниатюр или орнамента (заставки,
концовки, рамки, инициалы), дающие возможность проследить основные этапы
развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные
особенности.
Самобытную книжную культуру псковской земли можно с
полным правом поставить в один ряд с памятниками псковской архитектуры,
иконописи, лучшими образцами прикладного искусства.
/ Н.П. Осипова ; подгот. Т.В. Медникова //
Псковские хроники : История края в документах и исследованиях.
Вып. 4. / [сост.: Е.П. Иванов, М.М. Медников]. -
Псков : Изд. Дом "Стерх", 2004. - С. 68 - 72. - Извлеч.
-
В приветственном слове к участникам заведующая Центром по работе с редкими и ценными документами ПОУНБ Регина Арнольдовна Денисова отметила, что Кирилло-Мефодиевские чтения, уже традиционно проходящие в мае в Псковской областной научной библиотеке, в 2013 году знаменательны юбилейной для всего славянского мира датой - 1150-летием возникновения письменности, созданной Кириллом и Мефодием в 863 году. В конференц-зале библиотеки за круглым столом собрались краеведы, музейные работники, преподаватели и студенты Псковского государственного университета, сотрудники библиотек.
Подробнее
С 20 по 24 мая 2013 года детская библиотека Гдовского района провела цикл мероприятий для учащихся 5 - 6 классов в рамках областной акции «Глаголь добро». Акция посвящена 1150-летию славянской письменности. |
|
Подробнее... |
|
В читальном зале Новоржевской центральной районной библиотеки можно познакомиться с выставкой, посвященной подвигу святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия , создавших первую славянскую азбуку в 863 году.
|
Славянская писменность - от рукописи ло электронной книги
День славянской письменности и культуры отмечается 24 мая в России. Он приурочен ко дню памяти составителей славянской азбуки - святых братьев Кирилла и Мефодия. 23 мая в Палкинском районе в Вернявинской средней общеобразовательной школе Черская сельская библиотека провела мероприятие « Славянская письменность - от рукописи до электронной книги». Библиотекарь Черской сельской библиотеки Ушкачёва Алевтина Евгеньевна познакомила детей с книгами об истории письменности из фонда библиотеки. Классный руководитель Алексеева Анжелика Витальевна рассказала о том, что ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности, сопровождая свой рассказ показом тематической презентации.
|
23 мая 2013 года в детском отделении библиотечного отдела Карповой Татьяной Александровной проведена беседа с детьми «Сначала Аз и Буки, потом другие науки». К мероприятию оформлена стенгазета «День славянской письменности и культуры».
1150 лет СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного. В этом году Славянской письменности исполняется 1150 лет. К этой дате в МБУК «Островская ЦРБ» была открыта книжная выставка «Дар Кирилла и Мефодия», которая представляла нашим читателям книги раскрывающие историю возникновения славянской азбуки, культуры, обычаев. Дни славянской письменности и культуры прошли и для учеников начальной школы СОШ №1. Библиотекарем - Кравченко Зинаидой Васильевной был подготовлен и проведен информационно-познавательный час «Аз да Буки - основа науки» и «Кто придумал алфавит». Зинаида Васильевна познакомила детей с историей создания славянского алфавита, с историей книги. Дети приняли активное участие в викторине «Кто самый эрудированный читатель». Для учеников средних и старших классов провели необычный урок-путешествие в мир Славянской письменности, ребята узнали, как появился алфавит и кто его составил, о жизни его создателей Кирилле и Мефодии. Хорошие знания родного языка и истории книги ребята показали в различных конкурсах: «В лабиринте слов», «Наряди букву», «Книжная кладовая», «А ларчик просто открывался» и т.д. А так же встретились и пообщались с детской поэтессой Васильевой И.М.
|
К 1150-летию со времени создания славянской письменности -
Читайте подробности об истории праздника на сайте ЦБС г. Пскова
28 мая 2013 года Историко-краеведческая библиотека им. И.И. Василёва ЦБС г. Пскова провела XVIII Юношескую конференцию, посвящённую Дню славянской письменности и культуры в рамках празднования 1150-летия славянской письменности и 1110-летия первого упоминания Пскова в летописи.