4 Марта, 2022
«Яркие женщины - яркие судьбы»
В преддверии женского праздника 8 марта очередной выпуск «Литературного четверга», подготовленный сотрудниками отдела абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки имени Валентина Яковлевича Курбатова, посвящен русским женщинам–писателям, их творчеству и жизни, а также женщинам - музам вдохновлявшим поэтов и писателей на их творчество «Яркие женщины - яркие судьбы».
В прошлые века сферой деятельности прекрасного пола были дом, быт, семья и мелкие ремесла, такие как шитье и вышивание. Занятия искусством и науками были чисто мужскими, а женщине предоставлялась возможность стать музой, помощницей, но никак не творцом. Как говорила Вера Павловна в романе Чернышевского «Что делать?», женщинам оставалось лишь «быть членами семьи», «гувернантками» и «давать какие-нибудь уроки». Среди русских женщин-литераторов первыми снискали известность поэтессы Серебряного века Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Марина Цветаева. Эти удивительные женщины перевернули закостенелые устои и прежде нерушимое правило о том, что миром правят мужчины. Они смогли своим талантом и умом доказать, что могут быть не хуже мужчин в деле писательства. ПОДРОБНЕЕ...
Коваленко, С. А. Анна Ахматова / Светлана Коваленко ; [вступ. ст. Л. Калюжной]. - Москва : Молодая гвардия, 2009. - 344, [3] с., [16] фот. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр. :осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1314 (1114)). - Крат. библиогр. в конце кн. - ISBN 978-5-235-03128-9 (в пер.)
О творчестве и биографии Анны Ахматовой написано много книг разными авторами. Автор книги Светлана Алексеевна Коваленко, доктор филологических наук, предприняла первую попытку жизнеописания поэта для серии «ЖЗЛ». Книга очень подробно рассказывает обо всей ее жизни. Большое место в ней занимают адресаты поэзии Анны Ахматовой: поэт Николай Гумилев, художник Амедео Модильяни, критик Николай Недоброво, художник Борис Антреп, дипломат Исайя Берлин. Это рассказ о женщине и ее мужчинах. Их, конечно, было больше, но в книге выделено только пять. Почему? Об этом подробно рассказано в главе «Культура любви». Можно сказать, что они были ее музами, как есть муза у каждого художника или скульптора, или любого творческого человека.
Все жизненные переживания Анна Андреевна превращала в стихи, в поэзию. Автор описывает в книге множество ранее неизвестных фактов о ее «романах», «историях сердца» и приводит посвященные им гениальные стихи. Поневоле складывается впечатление, что Ахматова любила своих адресатов лишь в поэтическом смысле и не скорбела об утрате.
Кудрова, И. В. Марина Цветаева: беззаконная комета : биография : [16+] / Ирма Кудрова. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. - 862, [1] c. : ил., портр., факс. ; 22. - (Литературные биографии). - Библиография в подстрочных примечаниях. - Указатель имен: с. 831-858. - ISBN 978-5-17-099361-1 (в пер.)
Ирма Кудрова - известный специалист по творчеству Марины Цветаевой, автор многих работ, в которых по крупицам восстанавливается биография поэта. Новое издание – «Марина Цветаева: беззаконная комета» - дополнено как новыми наработками дотошной исследовательницы, так и рядом редких фотографий. Перед нами документальное повествование о жизни Марины Ивановны Цветаевой, основанное на строжайше выверенных фактах и наполненное гордостью и болью за великого Поэта, быть может, самого великого в истории поэзии XX века...
Погорелая, Е. А. Черубина де Габриак. Неверная комета : 16+ / Елена Погорелая. - Москва : Молодая гвардия, 2020. - 327, [2] с. : ил., портр. ; 21. - (Жизнь замечательных людей ; вып. 2021 (1821)). - Библиогр.: с. 327-328 и в подстрочных примечаниях. - ISBN 978-5-235-04353-4
Автор повествует о сложной драматической судьбе Елизаветы Ивановны Дмитриевой –русской поэтессе, драматурге, которая с легкой руки Максимилиана Волошина стала Черубина де Габриак. Она вошла в поэзию Серебряного века мгновенно и накрепко - в то время как имя той, кто участвовала в создании этой химеры, оказалось на многие десятилетия зачеркнуто и забыто. Между тем жизнь Елизаветы Ивановны Дмитриевой: поэта, переводчицы, драматурга, тайновидицы и оккультистки - куда интереснее и насыщеннее, нежели яркая биография вымышленной поэтической однодневки, от чьего имени она некоторое время писала стихи. Как Дмитриева вошла в отечественную поэзию XX столетия, кем она в ней осталась? Как вышло, что из-за невзрачной «плебейки хромуши» чуть не убили друг друга Волошин и Гумилев? Как, наконец, сложилась судьба Лили Дмитриевой после дуэли? Настоящая книга - попытка реконструировать реальную биографию той, что известна под именем Черубины де Габриак: самой известной мистификации Серебряного века.
Говорят, за всяким великим мужчиной стоит великая женщина. Утверждение небесспорное, но к писателям вполне применимое:
Жила-была переводчица. Людмила Савицкая. Константин Бальмонт / [составление, подготовка текста, вступительная статья и примечания Л. Ливака]. - Москва : Новое литературное обозрение, 2020. - [2], 428, [5] с., [14] л. ил., портр., факс. : факс. ; 22. - Библиогр. в тексте примеч.: с. 313-428 и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-4448-1157-3
Эта книга об удивительной русской и французской актрисе, писательнице и переводчице Людмиле (Люси) Савицкой. Она почти неизвестна современному российскому читателю, однако это важная фигура для понимания феномена транснациональной модернистской культуры, в которой она играла роль посредника. История ее жизни и творчества тесно переплелась с биографиями видных деятелей «нового искусства» - от А. Жида, Г. Аполлинера и Э. Паунда до Д. Джойса, В. Брюсова и М. Волошина.
Особое место в книге ней занимает корифей раннего русского модернизма, поэт Константин Бальмонт (1867-1942), друживший и сотрудничавший с Людмилой Савицкой. В книге использовались ранее не публиковавшиеся материалы - дневники, переписка и воспоминания, проливающие свет на их мимолетный роман и последовавшие многолетние отношения. Они составляют основную часть книги и освещают малоизвестные страницы истории российской культуры первой трети ХХ века.
Ганиева, А. А. Ее Лиличество Брик на фоне Люциферова века : [18+] / Алиса Ганиева. - Москва : Молодая гвардия, 2019. - 574, [1] с., [24] л. ил., портр., факс. ; 21. - Библиогр. в примеч.: с. 555-575. - ISBN 978-5-235-04306-0
Имя Лили Брик - музы Маяковского, приверженки свободной любви, щеголихи и любительницы талантов, сестры писательницы Эльзы Триоле и любимой фотомодели родоначальника конструктивизма Александра Родченко - до сих пор будоражит умы. Ей приписывают заслуги и обвиняют в злодеяниях. Она неотделима от высокой поэзии и желтых сплетен, от русского авангарда и заграничного шика. В нее безумно влюблялись и страстно ненавидели, она спасала от тюрьмы и доводила до истерики. Почему к ней тянулись великий футурист Маяковский и красный командир Примаков, режиссеры Лев Кулешов и Сергей Параджанов, поэт Андрей Вознесенский, композитор Родион Щедрин и балерина Майя Плисецкая? Как эта не очень красивая женщина умудрялась уводить мужчин из семей, сохраняя дружбу с их женами и детьми? Что ее связывает с чекистами, и как ей удалось уцелеть в Люциферов век? Ее биография - это рассказ о кульбитах нашей истории и искусства, о советском и буржуазном, о Сталине и Хрущеве, о жизни. Книга Алисы Ганиевой погружает читателя в мир страстей, поэзии, подавленных комплексов и загадочной магии под названием «Лиля Брик».
Берберова, Н. Н. Железная женщина : рассказ о жизни М. И. Закревской-Бенкендорф-Будберг, о ней самой и ее друзьях / Нина Берберова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 509, [1] с. - ISBN 978-5-17-063906-9 (АСТ). - ISBN 978-5-271-26170-1 (Астрель)
Мадам Закревская, графиня Бенкендорф, баронесса Будберг, Мура – такое множество фамилий и личин, но все это одна женщина, тенью стоявшая за спинами великих мужчин и за страшными событиями начала ХХ века. Кто она? Боевая подруга, шпионка или просто паразитка, присосавшаяся к власть имущим и гениальным мужчинам? Книга об одной из самых загадочных женщин XX века, Марии Игнатьевне Закревской-Бенкендорф-Будберг, которую называли «красная Мата Хари» или «Русская Миледи».
Троцкий, Зиновьев, Чичерин, Литвинов, Петерс, Моэм, Мережковский, Пастернак...список громких имён можно продолжить. Эти люди прошлись рядом с ней - некоторые задели её своей судьбой, другие лишь промелькнули где-то с окраины. О главных мужчинах её жизни стоит сказать отдельно: Максим Горький, наш «буревестник». Он прожил с ней долгие годы, около тринадцати итальянских лет, ей он посвятил свой «прощальный» роман «Жизнь Клима Самгина» и никогда не написанный рассказ «Графиня», который мог бы объяснить многое. Она приехала на его похороны. Герберт Уэллс, с которым она была до самого конца, решительно отказав ему в официальной регистрации отношений. Она ещё три раза возвращалась в Россию, но никогда не хотела остаться. Она не была сентиментальна и не желала упокоиться под сенью родных берез. Все что о ней известно условно, даты и факты недостоверны - и это её личное решение.
«Железная женщина» - результат огромной работы, проделанной современницей описываемых героев, русской писательницей, поэтессой, педагогом, автором документально-биографических исследований Ниной Николаевной Берберовой.
Алексеева, А. И. Красно-белый роман : Лариса Рейснер в судьбе Николая Гумилева и Анны Ахматовой / Адель Алексеева. - Москва : Алгоритм, 2008. - 284, [2] с., [4] л. ил., портр. - (Мистика любви). - ISBN 978-5-9265-0532-7
Главные герои произведения Лариса Михайловна Рейснер - журналистка и поэтесса, писательница и дипломат и Николай Степанович Гумилёв — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик. Лариса Рейснер встретилась с Николаем Гумилевым почти сразу после того, как он женился на Анне Ахматовой. Вспышка их любви приходится на 1916 год. Эта женщина стала музой поэта, он посвятил ей немало стихов, поэму «Гондла», героине которой дал имя Лери. Однако вскоре их взгляды на происходящее разошлись: впереди была революция, Гражданская война. Он во Франции, она уже на фронте... В одном из стихотворений поэт обращается к Ларисе: «Нежный друг мой, беспощадный враг». Они расстались, красно-белый роман заглох, но эта любовь, как молния, озарила весь Серебряный век. Лариса писала потом матери: «Если бы перед смертью видела его - все бы ему простила, сказала бы: никого не любила с такой болью, с таким желанием за него умереть...». «Лариса Рейснер увела у меня Гумилева», - признавалась много лет спустя Анна Андреевна Ахматова.
Приглашаем познакомиться с книгами в отдел абонемента ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека имени Валентина Яковлевича Курбатова" по адресу: г. Псков, ул. Профсоюзная, д. 2.