11 Ноября, 2020 /
Струги Красные
Жемчужина творческого наследия Фейхтвангера.
Жемчужина творческого наследия Фейхтвангера.
Роман, до сих пор не имеющий равных среди произведений, посвященных жизни и творчеству Франсиско Гойи. Роман, в котором причудливо и изысканно переплетены история и вымысел. Роман, не только повествующий о неизвестных страницах судьбы Гойи, но и приоткрывающий современному читателю тайны его души...
В "Гойе" всего ровно столько, сколько нужно, чтобы погрузиться в произведение с головой и получить от него удовольствие. В начале повествования мы встречаем Гойю человеком, стремящимся получить от жизни всё: он жаждет войти в доверие к королевскому двору, ему необходимо завоевать благосклонность герцогини Альба, женщины, которая навсегда изменит его собственную жизнь, и в судьбе которой ему суждено сыграть столь трагичную роль. Получив желаемое, он не испытывает той радости, на которую рассчитывал. Художника гнетут какие-то странные ощущения, чувства, что что-то в своей жизни он делает не так. Это не позволяет ему наслаждаться ни званием придворного живописца, ни пониманием того, что он стал очень близок одной из самых красивых женщин Испании. Наиболее интересная часть романа начинается именно с того момента, когда на Гойю наваливается глухота. Если раньше он терял слух время от времени в результате нервных потрясений, то теперь он понимает, что оглох окончательно. Знакомый врач объясняет ему, что глухота стала одним из симптомов поражения мозга, и намекает Гойе, что, в отличие от многих людей, ему повезло больше: пользуясь своим художественным даром он имеет возможность освобождаться от являющихся ему демонов и чудовищ посредством изображения их на бумаге. И в рисунках Гойи появляется новая направленность... Он готовит серию офортов и, держа в руке иглу для гравировки, представляет себе, что этой иглой он будто бы пригвождает свои страхи к поверхности, набрасывает на них узду. Художник называет свои произведения "Капричос" ("причуды").Очень интересно описана Фейхтвангером историческая картина Испании того времени, страх всей страны перед всесильной инквизицией.