6 Марта, 2019
Литературный образ Масленицы в произведениях русских писателей
Лето Господне. Иван Шмелев. Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
Юнкера. Александр Куприн «О, языческое удельное княжество Москва! Она естблины горячими, как огонь, ест с маслом, сосметаной, с икрой зернистой, с паюсной, ссалфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, сселедками всех сортов, с кильками, шпротами,сардинами, с семушкой и с сижком, с балычкомосетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и сосетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и сознаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простойзакладкой и с затейливо комбинированной...».
Рассказ "Теперь-то ясно". Михаил Зощенко О праздновании Масленицы в первые годы советской власти, в 1919 году.«Нынче, граждане, все ясно и понятно.Скажем, пришла Масленица — лопай блины. Хочешь со сметаной, хочешь — с маслом. Никто тебе и слова не скажет. Только, главное, на это народных сумм не растрачивай.Ну а в 1919 году иная была картина.В 1919 году многие граждане как шальные ходили и не знали, какой это праздник — Масленица. И можно ли советскому гражданину лопать блины? Или это есть религиозный предрассудок?»
Рассказ «Глупый француз». Антон Чехов. Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но, оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» – заключает про себя француз.
Снегурочка А. Н. Островский .Сцена празднования Масленицы описана в начале весенней сказки «Снегурочка».Конец зиме пропели петухи,Весна-Красна спускается на Землю...................... Прощай, Масленица. Сладко, воложно нас кормила, Суслом, бражкою поила. Прощай, Масленица…
Рассказы "Блины", "Масленичные правила дисциплины", "О бренности. Масленичная тема для проповеди". Антон Чехов. Хорошо и точно А.П.Чехов сказал о блинах в рассказе «Блины»: «Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно и конца им и в будущем…».В рассказе "Масленичные правила дисциплины" автор основательно готовит читателя к тому, чтобы без особых последствий пережить этот кулинарно-алкогольный беспредел.Рассказ "О бренности. Масленичная тема для проповеди". Автор показывает, что будет, если пренебречь советами из рассказа "Масленичные правила дисциплины".
Фрегат "Паллада". Иван Гончаров. Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: "Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц."
Рассказ "Чистый понедельник". Иван Бунин. В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост. «Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В Прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках».
Повесть «Железная воля». Николай Лесков. Попытка иноземцев соревноваться с русскими в умении поедать невероятное количество блинов иногда заканчивалась трагично. Так, герой повести Н. С. Лескова «Железная воля» немецкий инженер Гуго Пекторалис в ответ на утверждение, будто ему «больше отца Флавиана блинов не съесть»,поспорил, что съест, и, вступив в соревнование, умер, объевшись этими самыми блинами. «"Неужли помер?" — вскричали все в один голос.А отец Флавиан перекрестился, вздохнул и, прошептав "с нами Бог", подвинул к себе новую кучку горячих блинков», подтвердив тем самым истинность русских пословиц: «Блин не клин, брюха не расколет» и «Что русскому здорово, то немцу смерть».
Роман «Тихий Дон». Михаил Шолохов. Автор описывает праздничный стол на масленицу в семье донских казаков Мелеховых: "Ели, как и всегда по праздникам, сытно и много. Щи с бараниной сменила лапша, потом — вареная баранина, курятина, холодец из бараньих ножек, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша, кулага, блинцы с каймаком, соленый арбуз. Григорий, огрузившийся едой, встал тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь, прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно черпал ложкой пропитанную маслом кашу».
Все представленные произведения вы можете найти наполках нашей библиотеки.