В разделе "Краеведение", "Записки краеведа", "Краеведческий календарь" мы планируем знакомить посетителей нашего портала с краеведческими находками и книжными новинками по истории Локнянского края, с работой библиотек района по литературному, экологическому краеведению.

************************************************************************************************************

Краеведческая книгаКниги 1 copy copy copy copy

БУКЛЕТ ПЫЛАЮЩИЙ АДРЕС ВОЙНЫ (ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РАЙОНА)      

ЗНАЙ НАШИХ: КАЛЕЙДОСКОП ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ПОСЁЛКА ЛОКНЯ В НАЗВАНИЯХ УЛИЦ

*************************************************************************************************************

Краеведение всегда было и остается одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Как показывает практика, эта деятельность библиотек востребована и представляет интерес для различных групп читателей, в том числе и пользователей Интенета.  В связи с этим проводятся  экскурсии по родному краю. При центральной районной библиотеке открыт зал этнографии "Быт крестьян Псковской губернии конца XIX начала XX века". В зале этнографии постоянно проводятся экскурсии.

ЗАЛ ЭТНОГРАФИИ.

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Это живая память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге  хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков. Познание исторической жизни русской деревни рубежа 19-20 веков невозможно без крестьянского быта. Содержание бытовой культуры русского села состояло из жилища, одежды и пищи. Бытовые условия сельской семьи отражали уровень её благосостояния. Жилище. Изба являлась жилищем русского крестьянина. По убранству жилища можно было определить материальное положение жильцов. Русские крестьяне были непритязательны в  домашнем обиходе. Большую часть комнаты занимала печь, служившая как для обогрева, так и для приготовления пищи. Во многих семьях она заменяла баню. Большинство изб топились «по чёрному». В каждой избе был стол и лавки вдоль стен.  Иная мебель отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейка и табуретка. Зимой обычно спали на печи, летом на лавках, на палатях,  а уже позже - на самодельных деревянных кроватях. Матрацы набивали соломой. Солома служила и покрытием для пола в крестьянской избе. По мере загрязнения солому меняли. К большим православным праздникам - Рождество, Пасха, сельские жители приводили в порядок свои жилища: мыли стены и потолки.             Посуда была исключительно деревянной и глиняной. Деревянными были ложки, солонки, вёдра, глиняными – крынки, миски. Металлических вещей было совсем мало: чугуны, в которых варили пищу, ухват, насаженный на деревянную палку, для вытаскивания из печи чугунов. Освещались крестьянские избы лучиной, только значительно позже стали использовать керосиновые лампы со стеклом.  Позднее в крестьянских избах появились часы «ходики», на которых регулярно, примерно раз в сутки, подтягивали цепочку с гирей и, главное, устанавливали стрелки по солнышку так, чтобы давали хотя бы примерное время.             В начале 20 века, в 20 годах, укрепилась связь с городом, улучшилось материальное благосостояние крестьян, это отразилось и на убранстве жилища. Стала появляться кое - какая мебель, в быт входили занавески на окнах, скатерти на столах, в чистой комнате стены обклеивали обоями, и на стены стали вешать искусственные цветы и фотографии в рамках.             Одежда. В одежде крестьян сохранились традиционные черты, сформировавшиеся в далёкой древности, но в ней отражались и новые явления. Мужская одежда на всей территории Псковщины  была более или мене одинаковой. Женская одежда отличалась большим разнообразием. Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Крестьянское плате было преимущественно домотканым. Толька часть зажиточной деревни позволяла себе купить фабричные ткани. Мужчины в деревне носили одежду домотканого изготовления: рубаху до колен с косым воротом и порты (прообраз брюк). Рубаха подпоясывалась тканым сучёным пояском. В праздничные дни надевали льняные рубахи. Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца. Верхняя одежда летом состояла из зипуна или свиты. По праздникам носили домотканые балахоны. Крестьяне побогаче – кафтаны тонкого сукна. Постепенно в деревнях  распространённая панёва (одёва), крестьянский костюм – юбка и рубаха был заменён на сарафан.  Девушки и замужние бабы носили сарафаны. В ряде мест у селянок по - прежнему сохранилась клетчатая или полосатая «панёва», на голове  «кокошник» и волосники с  возвышением. Бедные слои крестьянства шили праздничные сарафаны из однотонных, без узора тканей: синего холста, покупной синей бязи - китайки, реже - красной крашенины или шерстяной домотканой материи. И застежки были из оловянных или медных пуговиц. Для того чтобы сарафан держал форму, его обычно "сажали" на жесткую вощеную подкладку холста. Обязательным элементом костюма был передник. В северных губерниях поверх сарафана надевали передник с завязками, который крепился выше груди. Помимо непосредственного назначения - защиты одежды от загрязнения, передники выполняли чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма, способствовали цельной цветовой композиции ансамбля. Праздничная одежда крестьянок отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, цветными головными платками. Ткани с орнаментом, который был оригинален для каждой местности, женщины изготовляли  на домашних станках. В праздничную одежду наряжались не только по праздникам, но и на деревенские гулянья и посиделки, в церковь, встречали гостей, а также на некоторые виды работ, сенокос. Невозможно представить народный русский костюм без пояса. Он считался предметом сакральным, так как давался каждому при крещении. Ходить без пояса считалось неприличным, особенно молиться Богу. Нельзя было и спать без него. Распоясать человека - значило обесчестить его. Пояс нес большую смысловую нагрузку в разных обрядах, например, в свадебном ритуале - связывание жениха и невесты поясом. Красный пояс, подаренный мужу, охранял его от лихого ока, наговора, чужих жен. В зависимости от назначения пояс подвязывался под грудью или под животом. Если сарафан был сшит из дорогих тканей, штофа, бархата, парчи, пояс завязывали на рубахе под ним. Девушки носили на поясе вышитые карманы - "лакомники", женщины - небольшие кошельки для денег. Мужчины подвешивали на пояс гребни, кисеты. Пояса были плетеными, ткаными.      Зимой и осенью поверх рубахи, сарафана и передника надевалась душегрея, которая также имела ряд разных названий. Епанечки делались из парчи, бархата или алой камки. Особенно нарядно выглядели душегреи из малинового бархата, густо расшитые позументом или золотной нитью. Распашные шугаи (типа жакета) с рукавами простегивались на вате, отделывались металлической бахромой или недорогим мехом. Из дорогих шелков и меха шили жакеты "шубки". Плечевая одежда, к которой относятся душегреи, в значительной степени формировала силуэт костюма. Многослой-ность, создаваемая большим числом входящих в него предметов, придавала ему объемность и монументальность. Головной убор завершал весь ансамбль. Для сей территории России, в том числе и для Севера, характерны две различные категории головных уборов: девичьи предполагали открытые волосы и теменную часть головы, делались в форме обруча или повязки, и женские, которые полностью скрывали волосы, обладавшие, по народным поверьям, колдовской силой и навлекавшие несчастья. Девичьи повязки имели форму прямоугольника и укреплялись на голове с помощью лент и тесемок. Их делали из парчи и позумента, штофной ткани, полос кумача с богатым шитьем золотной нитью и рубленым перламутром. Иногда повязки декорировались спускавшейся на лоб ряской из речного жемчуга, рубленого перламутра, бисера. Большой популярностью у девушек пользовались вплетаемые в косу разнообразные косники, изготовленные из тех же тканей, украшенные, как и повязки. Женские головные уборы северных губерний имеют общее название кокошники. Они исполнялись на заказ профессиональными мастерицами. Излюбленными поделочными материалами были штоф и бархат, расшитые золотными нитями, украшенные бисером, фольгой, стеклом, речным жемчугом, добыча которого в северных реках и озере Ильмень известна с XVI века. Любили крестьянки шелковые, шерстяные, тканые и печатные платки и шали, которые покупались на ярмарках. Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью - лаптями. Их плели из лыка и бересты. Лапти использовали во все времена года, а для тепла и прочности подошвы проплетались конопляной веревкой, то есть "подковыривались".. В народном костюме как бы зашифрована информация, хранившаяся нашими предками многие века и дошедшая до нас как через специфический изобразительный язык, так и через композицию костюма. Вы никогда не встретите одинаково украшенных рубах, передников или головных уборов. Можно лишь восхищаться тонким вкусом, чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией простых русских женщин, изготовивших эти шедевры. Традиционный наряд, составлявший основу обыденной одежды крестьянок, испытывает в конце 19 века значительное влияние городской моды. Крестьянский быт был показателем культурных условий развития русского села. В деревне хорошо понимали, что «встречают по одёжке» Поэтому зажиточные крестьяне и в будние дни носили высокие сапоги с бесчисленными сборками (в гармошку) и в тёплую погоду накидывали на плечи синие, тонкого фабричного сукна кофты. А дома, в семье, главным показателем зажиточности  был самовар на столе и часы на стене и стеклянная посуда для чая. Крестьянин всегда стремился к тому, чтобы у него было не хуже, чем у соседа. Поэтому при небольших доходах он всегда вкладывал средства в строительство дома, в покупку мебели, хорошей одежды, устройство праздника на широкую ногу, чтобы в деревне создавалось впечатление о зажиточности хозяйства.             Привычные женская обувь «коты» (чоботы) уступили место башмакам или полусапожкам.             Со временем, в начале 20 века стала появляться ткань фабричного производства (шёлк, сатин), которая впоследствии вытеснила домотканое сукно. Зипуны и кафтаны заменили кофтами и пиджаками, штаны не «набойчатые», а суконные и бумажные». Молодые люди ходили в пиджаках, подпоясывали брюки ремнями с пряжками. В прошлое уходили традиционные головные уборы, Деревенские девушки ходили с непокрытой головой, украшая её искусственными цветами, накидывая платки на плечи. А модницы носили  приталенные кофточки, «платы» и полушубки, обзавелись калошами. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Мы гордимся стариною, Стала нам она родною. Вечно радует кого-то Наших прадедов работа. Из далёкой старины Эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмёшь И рассмотришь, то поймёшь, Для чего они нужны, Чем полезны и важны Человеку раньше были, Что за службу сослужили. А теперь они в музее, Чтобы все на них смотрели, Так как я и мы с тобой, И гордились стариной ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЗАЛ 1.Фрагменты крестьянского жилища конца 19 века. 2.Орудия труда и домашняя утварь 3.Одежда псковских крестьян. 4.Символика и тематика вышивки. 5.Уголок городского быта конца 19 – начала 20 века. 6.Музейная библиотека юного краеведа.


В 2023 году МБУК МБО приняли участие во всероссийском проекте «Пушкинская карта». Сотрудниками центральной районной библиотеки была разработана и реализована   краеведческая   программа «Малой родины особые места».  Программа представляет собой виртуальную экскурсию по Локнянскому району. В ходе  мероприятия присутствующие познакомились с уникальным  краеведческим материалом, собранным сотрудниками МБУК «Межпоселенческое библиотечное объединение». Экскурсия  началась с районного центра, где на территории современной больницы находилось дворянское имение Костюриных. Также  участники экскурсии  узнали о том, как история Локнянского района связана с именем великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова, также побывали в историческом прошлом д. Крестилово, д. Миритиницы, д. Михайлов Погост, Старые Липы. Исторические фотографии позволили участникам мероприятия погрузиться в атмосферу 18-19 веков, царившую на территории Локнянского района. Собранные фото и видеоматериалы  исторических мест Локнянского  края, позволили взглянуть на уголки своего района совершенно по-новому. В отчетном году было проведено 3 мероприятия, которые посетило 88 чел.


В течение года в библиотеках МБУК МБО проводились экскурсии  по историческим местам Локнянского района. Сотрудниками ЦРБ для студентов 1 курса Локнянского сельскохозяйственного техникума была проведена экскурсия  в дворянскую  усадьбу Брянчаниновых Старые Липы,  Крестиловская сельская библиотека для школьников провела экскурсию  по  старинному парку  Стримовичей. Экскурсии  по – прежнему  представляют интерес   для молодежи и гостей района. В Миритиницкой библиотеке систематически проводятся краеведческие экскурсии с учащимися школы, приезжими жителями села, так  в 2023 году было проведено 4 экскурсии.

А также в центральной районной было проведено 4 экскурсии  в зал этнографии «Крестьянский быт псковской губернии конца 19 начала 20 вв.». В ходе экскурсии, присутствующим  было подробно рассказано о жизни крестьян псковской губернии 19 века, об экспонатах, представленных в зале.  Особое внимание было уделено предметам далекой старины:  домотканым  полотенцам, хозяйственной  утвари, народным костюмам. В отчетном году Зал был обновлен и дополнен новыми предметами.


  Приглашаем вас посетить наши библиотеки, чтобы поближе познакомиться  с историей нашей малой Родины, с творчеством земляков.           


Вход в систему