Основана она в 1414 году как приграничная крепость Псковской вечевой республики. Не один раз она отражала нападения литовцев и немцев.
КОЛОЖЕ – памятник XIV-XV вв. археологический, федерального значения.
ОПОЧКА - городище, посад, крепость, памятник 1414 г. – кон. XVIII в. историко-археологический, архитектурный, градостроительный, республиканского значения. Коложе упоминается в «Списке городов русских дальних и ближних» в 1390-1391 гг. Крепость возведена не ранее XIV столетия на южной границе государства российского, на берегу речки Коложицы, впадающей в Кудку, приток Великой. Невдалеке и озеро Коложа находилось 5 февраля 1406 г. во время перемирия литовцев во главе с князем Витовтом взяли Коложе, пограбили всю волость, угнав «11 тысящь мужей и женъ и малых детей, опрочь сеченых». Нападение на Коложе не осталось для Витовта безнаказанным. Псковичи, островичи, вельичане, вороничане собрали войско и разорили подчиненную Витовту Ржеву (в 30 км на восток от Опочки) и Луки. Было возвращено и увезенное воинами Витовта знамя гарнизона Коложской крепости.
Существует сказание, что когда-то стояла церковь на Коложе, но во время нашествия врагов - противников христианской веры – она ушла в землю… И действительно, в одной из частей городища находится большое углубление. О разорении Витовтом Коложе рассказывается в романе современного белорусского писателя Константина Тарасова «Погоня на Грюнвальд»: «И вытекает из городских ворот поток несчастья, где вопиют о страхе и бедствиях; люди, коровы, привязанные к возам, овцы и куры, немощные деды и малые дети… К ночи вымели город, словно сусек, пусто на улицах, кладбищенская тишина. Табор коложский притих в кольце стражи, сбились люди семьями возле своих подвод, страшатся, ждут необычной смерти; непонятно им, что далее последует. Пересидели ночь под возами, а пришло утро, их всех на дорогу, подводу за подводой, в поход на новое местожительство. А по городу в в полторы тысячи дворов расскакалась сотня факельщиков… Все подожгли: запылал огненным столбом древний псковский город». Много погибло каложан при нападении Витовта, по дороге на Неман и в разоренном немцами Гродно, но они основали на новом месте Коложскую слободу. Древняя Борисоглебская церковь (XII в.) стала носить название Коложская. Ныне на месте Коложской слободы в Гродно Коложский городской микрорайон.
Из Опочки на городище довольно продолжительное время справляли Крестный ход в первое после праздника Св. Пророка Ильи воскресенье. Учрежден он был для совершения литии над прахом коложан, павших от меча Витовта. В первой пол. XIX в. прекратился по малому числу богомольцев и по недостатку крестоносцев. Но и в настоящее время существует обычай поминальный в день второго или другого Ильи. Городище Коложе находится в 12 км от Опочки, расположено на холме высотой 20 м, с открытыми склонами, у речки Кудка, впадающей в р. Великую. Сам памятник и окружающая его местность заросли лесом. Площадка городища ровная подчетырехугольная в плане, площадь ее 0,8 га. С юга, запада и частично с севера городище укреплено валом высотой до 3-х метров. Дорога на городище проходит по южному склону и заканчивается подъемом в юго-западном углу на вал. Северо-западная часть городищенской площадки занята старинным кладбищем, на котором сохранился из трех отмеченных ранее один каменный могильный крест с восьми конечным крестом на Голгофе в средокрестии и традиционной надписью «Царь славы Иисус Христос Ника» на лопастях.
Неоднократно нападал на псковские земли князь литовский и русский Витовт. Парадокс, но скульптурное изображение Витовта помещено среди образов самых выдающихся личностей Государства Российского на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде. Это имя он носил в язычестве. В православии имя этого средневекового политического деятеля Юрий, в католичестве - Александр.
Крепость Опочка построена псковичами вместо разоренного Коложе для защиты от литовцев, поляков и ливонцев осенью на Покров в излучине р. Великой. Вся работа продолжалась только две недели: началась 24 сентября, в день Св. Первомученицы и Равноапостольныя Феклы и окончена 7 октября, в день Св. Мучеников Сергия и Вакха. Имя крепости, а еще раньше поселению (упоминается в летописи в 1341 г.) дал камень-известняк, устилавший дно реки. Деревянно-земляная крепость выдержала несколько осад литовскими войсками, Ливонского ордена, Речи Посполитой.
А рассказы о храбрости и хитрости ее защитников вошли в русские летописи. В 1426 г. южный псковский пригород успешно выдержал оборону от Витовта. Помог, как предполагали опочане, образ Всемилостивого Спасителя. Н.Ст. Ильинский так описал происшествие 1426 г.: «Тогожъ году Августа 1-го, Князь Литовский Витовтъ, разруша миръ со Псковомъ, пришелъ съ великою силою Литовскою Татарскою къ городу Опочке, где стоялъ двои сутокъ, но, не могши взять…». «Въ Истории Г. Татищева показано, что Витовт ходилъ подъ градъ Опочку, въ коемъ жители, затворившись, умолкли. Витовтъ думая, что въ городе никого нетъ, велелъ войску ехать по мосту, который былъ на веревкахъ; когда же многое число на мостъ въехало, граждане, бывшие под мостомъ, веревки перерезали, войско обрушась съ мостомъ, на заостренныя колья попадало».
Описал осаду в свое время и Н.М. Карамзин: «Корыстолюбивый Витовт, не боясь малолетняго Василия (Витовт являлся тестем российскому князю Василию Дмитриевичу, по кончине которого в наследство вступил сын его Василий Васильевич, в свою очередь приходящийся внуком по матери Литовскому Князю), приступилъ къ Опочке, городу Псковскому, съ войскомъ многочисленнымъ, въ коемъ даже были Богемцы, Волохи и дружина Хана татарского Махмета … Литовцы, падая на колья, умирали въ мукахъ; другие же, взятые въ пленъ, терпели еще лютейшая; граждане сдирали съ нихъ кожу, нъ глазахъ Витовта и всего осаждающего войска». Это устрашение имело успех. Витовт уверился, «что россияне будут обороняться до последнего издыхания» и отошел к Вороничу.
В Псковской летописи записано: «и много бо, рече, побиша Опочани Лытвы и Немцевъ и татаръ, а Опочанъ Богъ блюдяше. И онъ (Витовт) неверный пойде напоромъ къ городу, и много головъ своея рати оставъ, а стоялъ подъ Опочкою 2 дня и 2 нощи». Предание гласит, что во время совершения опочанами крестного хода вокруг крепости неприятель начал стрелять в «Священныя Хоругви и въ Святыя Иконы». Был прострелян выше правого ока «образъ Всемилостиваго Спасителя. Следствием этого явилось то, что «Литовцы въ ослеплении рубили даже друг друга» и «устрашенные невидимою силою поспешно отступили отъ Опочки». «Образ Чудотворный Всемилостиваго Спасителя, с предстоящими: Божиею Матерью и Николаемъ Чудотворцемъ. На ономъ риза серебряная, позлащенная, чеканной работы, съ тремя венцами таковыми же. Въ венце Спасителя надъ местомъ, где во время нашествия Литвы, оный образъ, не много повыше левой брови, прострелен, звезда серебряная, позлащенная, въ средине со вставкою белого хрусталя, и позади образа звездочка серебряная». И опочане благодарили за спасение, проводя ежегодно «на 3-е Августа, въ Опочецкомъ Спасопреображенскомъ соборе бывало, съ большимъ звономъ, Всенощное бдение Всемилостивому Спасителю».
Легендой овеяна и защита крепости от нападения польского короля и великого князя литовского Сигизмунда I в 1517 году. На Московию в правление Василия III с южных границ шли крымские татары, с северо-запада – объединенные войска поляков и литовцев, составлявшие около 10 тысяч человек, включая не менее половины наемников. Отправив послов в сентябре в Москву, Сигизмунд выдвинул свои войска, ставя главную цель – «силой склонить к миру на почетных и выгодных для нас условиях». Замок Опочка (Arcem Opoczka), расположенный в верхнем течении реки Великой, должен был быть взят, поскольку в нем укрылись «многие вражеские дворяне». 20 сентября армия под началом победителя битвы под Оршей 1514 года Константина Острожского подступила к стенам маленького города. Польские хронисты писали, что крепость Опочка располагалась на высоком островке. Высокие кручи, поднимаясь из воды, осложняли штурм. Стены крепости деревянные, но непроницаемы для пушечных ядер, так как заполнены землею. Осада крепости, презрительно прозванная врагами «свиным корытом», закончилась полным провалом с большими потерями. В русских источниках сообщается, что «побиша многое множестиво людей королева войска… и воеводу их болшого Лядской рати Сокола убиша и знамя его взяша». Осажденные использовали при отражении противника камни, катки, подвесные колоды, которые подрезали, обрушивая тем самым их на штурмующих. «Воевода и наместник опочский Василий Михайлович Салтыков со всеми людьми, что были в городе, стояли крепко против королевского воинства, так как Бог им помогал, и во время приступов убили великое множество королевских воинов из пушек и из пищалей, задавили большими катками…».
Из степенной книги известен сюжет, что одной женщине в крепости явился во сне великий из преподобных чудотворцев Сергий и указал место за алтарем городской церкви, где зарыто много камней. Благодаря найденному метательному оружию удалось не только остановить атаку неприятеля, но и заполнить его трупами «все рвы под стенами города со всех сторон и кровь человеческая текла быстрыми струями как река». «А пленные воины рассказывали: «Когда мы стояли под этим городом, то много раз приходилось нам видеть монаха, сидящего на одной из городских башен. Мы стреляли… по нему, но не могли ему причинить никакого вреда. Тогда объял нас ужас, и мы побежали». Защитники города, погнавшиеся за врагами, находили на дорогах и в лесу «воинов такими изможденными и расслабленными и безгласными от полученных ран, что брали их легко в плен или тут же на месте уничтожали: «те сидели и спали на колодах, по десяти человек… И зажгли тогда одно из бревен под ними. Они же нисколечки не шелохнулись, так и сгорели все».
В более поздние времена, когда крепость утратила свое военное значение в связи с расширением границ государства Российского, Опочка являлась уездным городом Псковской губернии. В состав уезда входила территория трех районов - Опочецкого, Красногородского и Пушкиногорского, а также Копылковская волость Пустошкинского района. В XVIII-XIX вв. один из ведущих торгово-ремесленных центров Псковской губернии (славились опочецкие ярмарки).