Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим.
Резные, расписные, глиняные и деревянные – все это русские игрушки.
Действительно, сказочная пестрая страна.
Первые игрушки появились задолго до возникновения Руси. В разных славянских племенах матери развлекали малышей погремушками с зерном внутри. Для девочек изготавливали крошечную глиняную посуду, кукол из соломы и лоскутков ткани. Мальчики играли фигурками людей и животных, которых лепили из глины или вырезали из дерева.
Со временем игрушки стали расписывать яркими красками. В каждой местности были собственные традиционные формы фигурок, цвета и узоры. Так появились народные промыслы — дымковский, каргопольский, филимоновский и др.
18 мая для учащихся 4-х классов МОУ «Усвятская СОШ» библиотечным отделом совместно с краеведческим музеем проведён познавательный час «В каждой избушке свои игрушки» из цикла мероприятий «Многообразие русских народных промыслов», посвящённый Году народного искусства и нематериального наследия народов РФ.
Заведующая библиотечным отделом Шкультина Н.В. представила ребятам презентацию «История возникновения игрушки на Руси», которая познакомила с огромным многообразием игрушек с древних времен и до наших дней. Ребята смогли узнать, как менялись игрушки на протяжении веков.
Заведующая по музейной работе Васина Е. Г. рассказала детям о том, что игрушка — предмет, использующийся главным образом в детских играх, предназначенный для забавы, обучения, эстетического воспитания и развития детей. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения, она является неотъемлемой частью нашего детства, влияет на развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей.
Екатерина Геннадьевна представила вниманию детей образцы Дымковской, Филимоновской игрушки, кукол-«оберегов» и т.д. Ребята с интересом рассматривали Усвятские игрушки, которые были найдены археологами в Усвятах, а также совершенно случайно при проведении земляных работ. Представленные образцы являются экспонатами музея. Многие игрушки изготовлены самой Екатериной Геннадьевной и составляют её личную коллекцию. Также учащиеся познакомились с игрушками, изготовленными преподавателями Дома творчества.
Детская игрушка была и остается зеркалом социума, она отражает и время создания, и культуру, и уровень образованности общества. Меняясь на протяжении столетий, она не утрачивает своего важного, зачастую отнюдь не игрушечного, значения.